«Проверено Авто Года»: как устанавливали новый рекорд России
Редакция: Расскажите, как вообще происходила подготовка? Как и по каким критериям набирались водители?
Герман Матвеев: Изначально надо было правильно рассчитать режим сна и отдыха. Было много аспектов, в том числе и на законодательном уровне, сколько человек может провести времени за рулем и сколько у него должно быть отдыха. Соответственно, из этого рассчитывался график водителей и их количество, которое нам было необходимо для того, чтобы провести это ресурсное испытание.
После расчета оптимального графика мы приступили к выбору водителей, которые ранее работали или путешествовали вместе с нами. Это связано с тем, что планировались длительные переезды, и многие участки пути были однообразными. Все это должно было выполняться как днем, так и ночью. Наши водители могли работать в любое время суток, но после пяти дней непрерывного труда некоторые из них чувствовали усталость. На этот случай у нас было правило: если кто-то чувствует усталость, он должен сообщить об этом. В первую очередь – резервному водителю, который был в каждом экипаже на случай усталости основного водителя, во-вторых – организаторам. Это было связано с тем, что, если бы основной водитель устал, его должен был бы заменить резервный, а это потребовало бы дополнительного времени для поиска нового резервного водителя, ведь наши автомобили ездили без остановок.
В нашей команде были не только водители, но и организаторы, и координаторы, потому что это тоже очень трудоемкий процесс. Нужно было следить за состоянием машин и их местонахождением, чтобы избежать непредвиденных ситуаций, контролировать процесс заправки и слива топлива, чтобы все происходило без задержек.
Редакция: С какими проблемами команда сталкивалась по ходу движения?
С точки зрения водителей это был второй заезд, поскольку, перед тем как идти на рекорд России, мы провели репетиционный заезд, в рамках которого выяснилось, что ЦКАД у нас не наполнен автозаправочными станциями. По платному участку всего лишь две. И это «ЛУКОЙЛ».
Поскольку наше движение было исключительно по одному маршруту, во время репетиции необходимо было проработать вариант слива топлива на АЗС. Нужно было определить, где лучше заправить автомобиль и хватит ли ему бензина, чтобы добраться до заправки «ЛУКОЙЛ» на другой стороне ЦКАД, где также возможен слив топлива. Важно было рассчитать все по минутам, чтобы понимать, как действовать в случае форс-мажорных обстоятельств на дороге и не остаться без топлива, что для нас крайне важно. На репетиционном заезде одна подобная ситуация произошла – перевернулась фура с мясом, и трасса была практически перекрыта. Но в этом случае нашим водителям повезло – они достаточно быстро проскочили данный участок.
Но мы не понимали: если произойдет полное перекрытие дороги, то как быстро ЦКАД отреагирует на аварию или другую ситуацию? Кроме того, летом на ЦКАДе часто проводятся ремонтные работы. Мы столкнулись с этим, когда на мосту шел ремонт и проезд сузился до одной полосы. В пятницу вечером, например, сужение дороги может привести к пробкам. Даже если дорога будет платной, одна полоса все равно не справится с большим потоком машин. Обычно в пятницу или субботу начинаются ремонтные работы, и приходится менять маршрут. Однажды у нас возникли проблемы с разворотом из-за ремонта на участке дороги. Однако мы быстро нашли альтернативный маршрут и успешно развернулись.
Вся работа координируется через штаб. Координаторы отслеживают местоположение автомобилей и следят за ситуацией на дорогах. В пятницу и субботу утром приходилось просматривать данные о трафике, чтобы определить, попадут ли наши автомобили в пробки, и, если да, спланировать альтернативные маршруты. Благодаря заранее продуманным маршрутам автомобилисты могли приблизительно определить время заправки и убедиться, что все идет по плану. Можно позвонить в автомобиль и поинтересоваться: «Ребята, всё в порядке, вы в пути?» Это позволит немного разгрузить их и показать, что вы следите за ними. И если до места смены экипажей ехать полтора часа, а пробка или ремонт ожидаются только через час, мы воспользуемся ближайшим разворотом. В итоге водителям придется преодолеть расстояние, которое обычно занимает два круга. Они вернутся через 4,5 часа, и процесс повторится со следующей группой водителей. Таким образом, нужно следить за ситуацией.
К счастью, обошлось без происшествий, связанных с болезнями, насморком, проблемами с почками или сердцем.
Редакция: А если бы кому-то из водителей стало плохо?
Герман Матвеев: Мы позаботились о наличии аптечки на случай экстренных ситуаций: зубная и головная боль, внезапное повышение температуры и другие проблемы, которые можно быстро решить. Кроме того, мы внимательно отбирали водителей без хронических заболеваний, чтобы исключить возможные риски для здоровья. Отбор был тщательным, но справедливым, поскольку мы уже имели представление о том, кого ищем, и составили образ подходящего человека.
Редакция: А если бы кому-то из водителей стало плохо?
Герман Матвеев: Мы позаботились о наличии аптечки на случай экстренных ситуаций: зубная и головная боль, внезапное повышение температуры и другие проблемы, которые можно быстро решить. Кроме того, мы внимательно отбирали водителей без хронических заболеваний, чтобы исключить возможные риски для здоровья. Отбор был тщательным, но справедливым, поскольку мы уже имели представление о том, кого ищем, и составили образ подходящего человека.
Редакция: Были ли какие-то договоренности с заправщиками, с ГИБДД?
Герман Матвеев: Мы ничего не сообщали ГИБДД, поскольку передвигались по дорогам общего пользования. Наши водители соблюдают законы и имеют все необходимые документы. Во время движения по ЦКАД нас ни разу не останавливали патрульные машины.
С АЗС мы тоже не договаривались. Но еще во время репетиции было понятно, что на пути достаточно комфортные заправки. Там всегда, день и ночь, дежурили сотрудники, которые помогают заправлять автомобили. На второй день работники уже привыкли к нам и, понимая, что нам нужно быстро заправиться, всегда были готовы помочь.
В субботу утром мы столкнулись с непредвиденной ситуацией. На автозаправке оказалось много посетителей, которые приехали не только для того, чтобы заправиться, но и чтобы перекусить. Ожидание в очереди заняло несколько больше запланированного времени.
Редакция: Сколько в среднем длились остановки и какая была самая долгая?
Герман Матвеев: Самая долгая остановка по трекеру составила 11 минут. Это произошло в первый день, поскольку с нами работала съемочная группа. Пришлось один раз остановиться, чтобы они могли сделать фото и видео. В дальнейшем мы уже придерживались стандартного графика и останавливались не более чем на 7 минут. За это время наши сотрудники успевали заправить автомобиль, посетить уборную и вернуться обратно.
Редакция: Какой получился средний расход топлива?
Герман Матвеев: В среднем расход топлива составлял 7 л на 100 км. Максимальное значение достигало 7,1 л. Автомобиль Chery Tiggo 7 Pro Max, на котором мы передвигались, немалых размеров, при этом обладает хорошей аэродинамикой. Он уверенно движется вперед, несмотря на открытую местность и ветреную погоду.
Редакция: Каким бензином заправляли автомобили?
Герман Матвеев: В основном 95-м. Дважды заправлялись 92-м бензином из-за отсутствия 95-го, как раз в те моменты, когда происходил слив. Хотя производитель рекомендует использовать именно этот вид топлива, мы решили, что с учетом наличия турбомотора лучше заправлять машину 95-м.
Редакция: Были ли проведены замеры показателей комплектующих: масла, шин и прочих?
Герман Матвеев: Перед стартом испытаний мы специально обновили масло на синтетическое моторное масло линейки LUKOIL GENESIS ARMORTECH. Машина постоянно находилась в рабочем состоянии, агрегаты нагревались, поэтому масло не успевало остывать, и его уровень было сложно определить точно. Тем не менее мы регулярно проверяли уровень масла с помощью щупа. Двигатель работал исправно, никаких лишних звуков или иных нареканий к агрегату не было.
За день до заезда мы оборудовали автомобили шинами CORDIANT COMFORT 2 SUV. Среди доступных для проверки параметров были давление в шинах, данные бортового компьютера и температура шин. Так как изначально было решено выводить всю эту информацию на экран, мы перенесли ее на приборную панель. В первые дни нас интересовало, как будет изменяться внутренняя температура шин при изменении температуры окружающей среды, ведь от этого зависели давление и температура шин. Оказалось, что ночью температура опускалась до 14 градусов, а днем поднималась до 36. Изменения значений давления составляли всего 0,1 бара, на ситуацию это практически не влияло – значения могли колебаться от холодного времени к теплому. Результат нас приятно удивил.
Во время дождя участники эксперимента также оценили шины. Периодически автомобили попадали под ливень. Лужи на дороге создавали препятствия, и вода долго не уходила. Обычно аквапланирование ухудшает управляемость автомобиля, и машина начинает «плыть» по лужам. Но водители мне рассказывали, что при движении со скоростью около 110 км/ч автомобиль держал полосу, даже если одно колесо оказывалось в луже, а другое оставалось на асфальте.
Редакция: Были ли какие-то опасения, что автомобиль не доедет? Предусматривали ли вы какие-то моменты, на которые стоило обратить внимание очень тщательно?
Герман Матвеев: Не было опасений, что машина не доедет. В Chery Tiggo 7 Pro Max мы были уверены. Однако на дороге всегда нужно быть осторожным, ведь другие участники движения могут преподнести неожиданные сюрпризы. Например, выехал однажды «КамАЗ» с грунтовой дороги, и у него камнями протекторы забились. Камни летели во все стороны, пробивали лобовые стекла и радиаторы автомобилей.
Редакция: Как бы поступила ваша команда в таком случае?
Герман Матвеев: Чтобы установить рекорд России, всего три автомобиля Chery Tiggo 7 Pro Max проходили ресурсные испытания. Это было сделано для того, чтобы минимизировать риски. Ведь если одна машина выйдет из строя по нетехнической причине, например, из-за попадания самореза, это будет равносильно одновременному повреждению двух шин. Мы предполагали, что может произойти прокол колеса, поэтому заранее положили в багажник полноразмерные запасные колеса и набор инструментов. Замена колеса занимала бы не более 15 минут.
В случае повреждения одного колеса его можно быстро заменить на запасное. Если бы из строя вышли два колеса, это потребовало бы больше времени и остановило бы работу всех автомобилей. Поэтому мы использовали три автомобиля, чтобы продемонстрировать надежность обычных, серийных машин, только что сошедших с конвейера.
Автомобили, которые участвовали в испытании, не подвергались специальной подготовке. В них было заменено масло с заводского на LUKOIL GENESIS ARMORTEC, а также установлены шины CORDIANT COMFORT 2 SUV. Больше никаких изменений с автомобилями не производилось. Они не подвергались дополнительным настройкам и модификациям. Водители спокойно сели за руль, преодолели расстояние в 12 тыс. км и вернулись обратно. Машины также не пострадали.
Редакция: Использовалось ли какое-то специальное дополнительное оборудование в автомобилях?
Герман Матвеев: Рации в основном использовались для развлечения водителей. Ведь во время езды по прямой дороге все кажется одинаковым, а благодаря рации можно пообщаться с другими водителями и обсудить разные темы.